понедельник, 12 ноября 2012 г.

Personality:Гойя Франсиско

"...Время тоже рисует..."
Автопортрет
Сегодняшняя наша беседа об Франсиско Гойя, скажу сразу пост был написан под впечатлением от фильма "Призраки Гойи". Я и раньше слышала про этого гения живописи, но лишь совсем недавно сильно заинтересовалась им.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.
В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу.


"...Каждый носит маску и даже себе самому кажется тем, чем хочет быть, а не тем, что он есть в действительности. Никто никого не знает, никто не знает себя..."
Франсиско Гойя. Маха одетая, 1802. Прадо








"...Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес..."


В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.
"...Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами...." 
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

"...Кошка, когда ест, все время озирается - не подкрадывается ли враг? Надо брать пример с кошки..."
Почти половину творческого наследия Гойи составляют портреты. Для многих из них позировали его знаменитые и знатные современники. Помимо официальных и парадных портретов, Гойя писал портреты друзей и родственников. 


"...Испания — родина великих мужей, Испания — их могила..."
Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.


"...Если в ком и осталась сила- так это в женщинах..."
Еще одну большую часть этого отдела составляют автопортреты художника. Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи), однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост.





"...Он заявлял, что не верит в чудеса. Оспаривал ту истину, что все не католики обречены аду. Говорил, что многие императоры языческого Рима достойнее иных христианских Государей. Обвинял отцов церкви и схоластиков в том, что они препятствовали развитию человеческого духа. Выражал сомнения относительно того, что молитвой можно предотвратить недород. Все это нечто большее, чем неосторожные замечания, — это прямая ересь..."

Расстрел в ночь на 3 мая 1808 года

Автопортрет
Антониа Зарате



Обнаженная с зеркалом

Герцогиня Альба в черном
Портрет жены


Портрет Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа

Герцогиня Альба
P.S. С четверга не было записей так как я без интернета была,ужасссс,а то столько идей было для постов.Но теперь я снова с вами)

4 комментария:

  1. Ой, Даш, я конечно слышала о нем но не вдавалась в подробности. А вообще очень интересно) Писал с ошибками а рисовал и мыслил вон как ) И знал чего хочет судя по всему))Спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. На последнем портрете не герцогиня Альба, а Изабель де Порсель. Видела его в Национальной галерее, в Лондоне.

    ОтветитьУдалить